+ 7 (342) 201-21-10

г. Пермь, ул. Николая Островского, 69

Реверсивный инжиниринг в ЦБП: Михаил Пономарев о перспективах и проблемах отрасли

Реверсивный инжиниринг в ЦБП: Михаил Пономарев о перспективах и проблемах отрасли

С помощью реверс-инжиниринга производители ЦБП могут решать проблемы дефицита запчастей, в том числе на импортное оборудование.

- Фонд «Региональный центр инжиниринга» Пермского края (далее - РЦИ) более 8 лет развивает направление реверсивного инжиниринга. Расскажите о Фонде и его направлениях деятельности.

- Фонд «Региональный центр инжиниринга» - дочерняя структура Министерства промышленности и торговли Пермского края, которая создана для оказания нефинансовых мер поддержки промышленным компаниям.

У РЦИ три направления деятельности. Одно из основных – промышленная кооперация. Фонд помогает российским предприятиям стать поставщиками крупнейших интегрированных структур, таких как «Газпром», «Лукойл», «СИБУР», «Уралхим» и других.

Второе направление РЦИ – реверсивный инжиниринг. Оно реализуется с момента образования организации. За это время мы приобрели профессиональные компетенции в оптическом и лазерном сканировании, моделировании и разработке конструкторской документации.

Также РЦИ является оператором национального проекта «Производительность труда». Работа на предприятиях края ведется отдельным подразделением Фонда - Региональным центром компетенций.

- РЦИ оказывает поддержку предприятиям из других регионов?

- Мы понимаем, что в текущих условиях нельзя только Пермским краем закрыть потребности всей страны. Поэтому мы работаем в коллаборации с аналогичными структурами в ряде регионов: Республика Татарстан, Тюменская, Ленинградская, Новосибирская, Пензенская, Ульяновская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ.

- Какие технологические проблемы Вы видите в ЦБП?

- Отрасль ЦБП столкнулась с дефицитом запчастей и сложностями в переходе на новое оборудование также, как и большинство других областей. При этом многими компаниями опробованы лишь известные бренды недружественных стран. Поэтому сейчас есть сложности в поиске и переходе на российские или азиатские аналоги оборудования.

Общая проблема - адаптация и корректировка собственных технологических процессов, оценка надёжности нового оборудования и поставщиков.

- Как Фонд может помочь предприятиям ЦБП в решении технологических проблем?

- Во-первых, промышленной кооперацией. Многие компании не знают, какие виды оборудования производятся в России. Например, системы контроля и чувствительные элементы для них, управляющие системы, динамическое оборудование и другие высокотехнологичные решения. РЦИ удалось, используя возможности промышленного сектора и научного потенциала Пермского края и других регионов, предложить крупнейшим заказчикам множество вариантов отечественных решений. С начала работ по промышленной кооперации крупнейшим заказчикам представлено более 600 технических решений от различных компаний.

Во-вторых, РЦИ с помощью реверсивного инжиниринга помогает создать и заместить запасные части путем сканирования, моделирования и усовершенствования конструкции. Например, у заказчика часто изнашивается узел на определенном участке. Конструкторы РЦИ, на основе данных оптического сканирования, прорабатывают этот момент и предлагают новые решения.

С помощью проекта повышения производительности труда РЦИ помогает снизить потери, внедрить инструменты бережливого производства и повысить производительность предприятия на действующем оборудовании, что часто исключает или, как минимум, сокращает необходимость приобретения дополнительного оборудования.

- Михаил Владимирович, расскажите о проекте «Производительность труда». Как он реализуется на предприятиях?

- Руководители проектов РЦИ посещают предприятия, проводят первичную диагностику и определяют совместно с руководством предприятия пилотный поток – процесс-образец, над которым будут работать и повышать его эффективность наши эксперты совместно с рабочей группой предприятия. В рамках проекта ведется общая работа по усовершенствованию технологической цепочки производства или в части создания определенного продукта (семейства продуктов). Целевые параметры будущего состояния потока определяются совместно с руководством компании.

В течение трех месяцев проходит диагностика пилотного потока. Рабочая группа предприятия и эксперты Регионального центра компетенций анализируют процесс и снимают показатели. Далее формируется план по улучшению и в течение следующих трех месяцев идет внедрение плана, также совместными усилиями рабочей группы предприятия и экспертов Регионального центра компетенций. Через полгода предприятие получает первые результаты проекта, которые выражаются в трех показателях: снижение запасов, в т.ч. незавершенного производства, сокращение времени протекания процесса и увеличение выработки.

По итогам пилотного проекта составляется план мероприятий по масштабированию проекта, который предприятие реализует самостоятельно в течение следующих двух с половиной лет. В процессе реализации предприятие-участник нацпроекта имеет право в течение нескольких лет обращаться бесплатно за поддержкой к нашим специалистам.

- Как РЦИ обучает сотрудников компаний концепции бережливого производства?

- На вводном этапе обучения участники погружаются в инструментарий бережливого производства.

Отдельным блоком проводится работа по декомпозиции целей. Например, у компании глобальная цель - выйти в оборот в 2 млрд рублей. Цель разделяется по нескольким направлениям и распределяется между линейными руководителями. Им ставятся конкретные задачи, которые при выполнении обеспечивают достижение главной цели предприятия.

Отдельным инструментом нацпроекта «Производительность труда» является «Фабрика процессов». На занятиях на площадке «Фабрики процессов» участники под руководством преподавателя моделируют реальные бизнес-процессы, применяя lean-инструменты. Таким образом, еще во время обучения они отрабатывают теоретические знания на практике, чтобы использовать полученные навыки для решения задач компаний, в которых они работают.

Обучение реализуется на базе пермского кампуса Высшей школы экономики.

Стать участниками «Фабрики процессов» предприятия могут как на коммерческой основе, так и бесплатно, в рамках участия в национальном проекте «Производительность труда».

Отмечу, что предприятия ЦБП Пермского края участвовали в нацпроекте.

- Реверсивный инжиниринг – главная тема в контексте импортозамещения. Какие технологические возможности предоставляет РЦИ предприятиям ЦБП?

- Реверсивный, или обратный инжиниринг - это изучение действующего оборудования, понимание его физико-механической, конструктивной и технологической сути с последующей его адаптацией и улучшением. Он помогает повышать технологическую независимость компании и решать вопросы эксплуатации оборудования.

У РЦИ есть мощности по оптическому сканированию, которые закрывают диапазон деталей до 1,5-2 метров. Точность сканирования от 4 до 8 микрон, в зависимости от габаритов изделия. Это достаточно, чтобы сканировать любую деталь, например, на бумагоделательной машине.

Также у РЦИ есть оборудование для лазерного сканирования с рабочей дальностью до 70 метров. Есть ряд кейсов, когда сканировали здания или установки размером с 4-этажный дом. Данная технология часто применяется, когда необходимо создать цифровой двойник производственной площадки или крупногабаритных сооружений, оборудования. В дальнейшем на этом цифровом двойнике можно провести симуляцию, например, реконструкции. На предприятиях ЦБП, которые имеют существенный объём инфраструктурных сооружений и трубопроводных систем, такая технология может сэкономить средства и время при их изменении.

Например, здание предприятия построено 60 лет назад. За это время коммуникации неоднократно менялись, а проектная документация - нет. Лазерное сканирование позволит создать модель фактического положения всех объектов и коммуникаций, которая поможет определить оптимальный объём и номенклатуру работ по реконструкции.

- Расскажите об опыте работы РЦИ с предприятиями ЦБП.

- Мы активно сотрудничаем с «ПЦБК», «Соликамскбумпром» и компанией «КАМА».

На площадке VII Пермского инженерно-промышленного форума в 2022 году проводили отдельное мероприятие с предприятиями ЦБП. Компании-участники из других сфер заслушали представителей ЦБП, которые рассказывали о проблемах. Промышленные предприятия предложили решения для компаний ЦБП. В том числе компании представили решения по химическим компонентам, элементам управления и автоматизации.

- РЦИ сотрудничает с образовательными или научно-исследовательскими учреждениями?

- Да, мы взаимодействуем со многими научными учреждениями. Например, для решения технологических задач сотрудничаем с ПНИПУ, в химическом направлении совместно работаем с ПГНИУ, а ВШЭ участвует в проектах, связанных с вопросами управления на предприятиях.

С Пермским авиационным техникумом А. Д. Швецова реализуем проект для студентов с направления «технология машиностроения»: аддитивные технологии. Они проходят стажировку по оптическому сканированию на оборудовании РЦИ. Лучшим студентам предлагаем рабочее место.

- Михаил Владимирович, по Вашему мнению, какой уровень подготовки кадров необходим для промышленного инжиниринга?

- Данный вопрос обсуждали на круглом столе РБК «Рынок профессий, HR промышленных компаний, тренды и кейсы». Пришли к выводу о том, что требуется начинать профориентационную работу с уровня общеобразовательных учреждений, с 6-7 класса.

Детей нужно приучать к культуре производства и ценности человеческого труда. Завод — это не только рабочие профессии. Современным производствам требуются и системные аналитики, руководители проектов, эксперты по цифровизации, эксперты в области больших данных, инженеры-системотехники и многие другие. Процесс повышения ценности «человека труда» длительный и сложный, но это не значит, что им не нужно заниматься. Мы вместе с активными предприятиями края на различных публичных мероприятиях продвигаем эти ценности, показываем, как много интересных вызовов и возможностей есть на промышленных предприятиях.

Отдельно отмечу комплексный подход «ПЦБК» в кадровом направлении. Предприятие постоянно проводит обучение своих сотрудников не только техническим навыкам, но и софт-скиллам. Привлекает на свою площадку кадры на промышленные экскурсии, проводит активную работу с учебными заведениями и организует различные тематические мероприятия.

- РЦИ обменивается опытом с компаниями, которые работают в направлении обратного инжиниринга?

- РЦИ в постоянном сотрудничестве с предприятиями. Мы замечаем, как машиностроительные компании выделяют отдельные подразделения для инжиниринга. Или включают это направление в нагрузку своим конструкторам-технологам. Для проведения реверс-инжиниринга необходимы высокоточные сканеры, являющиеся достаточно сложным в использовании оборудованием, требующим обучения. Поэтому РЦИ помогает таким компаниям разрабатывать методологию и обучать работе на сканерах для проведения реверс-инжиниринга.

Для тех, кому реверс-инжиниринг нужен только как услуга, РЦИ осуществляет комплекс работ по реверс-инжинирингу: сканирование, разработка 3D-моделей и конструкторской документации. В дальнейшем предприятие с минимальными затратами адаптирует документацию под свою производственную базу.

- Параллельный импорт – альтернативный способ решения проблемы дефицита запчастей. Насколько реверс-инжиниринг доступнее для производителей ЦБП?

- Параллельный импорт и обратный инжиниринг решают разные задачи. Параллельный импорт хорош, когда потребность возникает в единичном объеме. Но из-за непрямых схем поставок этот вариант будет дороже.

Реверс-инжиниринг требует создание новой документации, что дешевле. Но наиболее затратно – это создание одного образца: отработка технологий, проведения испытаний и итерационное изменение конструкции и т.п. При создании одного образца, реверс-инжиниринг может стать экономически менее выгодным, чем параллельный импорт.

- Насколько увеличился спрос среди компаний на услуги реверсивного инжиниринга после введения санкционной политики?

- В 2022 году был серьезный скачок, много обращений и запросов. В 2023 году спрос немного спал, поскольку предприятия решили свои наиболее критичные технологические задачи.

- Как подбирается сырье для создания аналогов деталей?

- В РЦИ нет компетенций по анализу материалов, поэтому мы решаем эти вопросы с помощью партнёров, таких как компания «Градиент» или ПНИПУ, которые имеют необходимое оборудование и компетенции.

- В реверсивном инжиниринге важна промышленная кооперация с машиностроительными и металлообрабатывающими заводами. Какие кейсы были реализованы с другими участниками рынка?

- Соглашения о конфиденциальности не позволяют раскрывать подробности результатов. Скажу лишь, что у нас есть примеры, когда мы совместными усилиями с компаниями края не только решали технологические задачи, но и снижали затраты до трёх раз с помощью использования компонентов, которые производятся внутри России.

Также есть примеры быстрых решений задач восстановления оборудования после поломки. Срок доставки детали параллельным импортом - от 90 дней и более. Но предприятию срочно требовалось создать деталь. Поэтому за 2-3 недели удавалось спроектировать и произвести необходимый элемент оборудования.

- Какие перспективы у реверс-инжиниринга в текущих экономических реалиях?

- Промышленные предприятия адаптировались и решают проблему дефицита запчастей несколькими способами: реверсивным инжинирингом, переходом на российское оборудование или каналами параллельного импорта.

Реверс-инжиниринг – одно из направлений обретения технологической независимости. Несмотря на закрытия наиболее острых проблем с оборудованием, большая их часть по-прежнему требует решения. Причём такие решения не создаются даже за год. Поэтому мы в Фонде на собственном опыте видим результаты работ по реверс-инжинирингу и продолжим развивать это направление, пока оно будет востребовано промышленностью.


Реверсивный инжиниринг в ЦБП: Михаил Пономарев о перспективах и проблемах отрасли

04/10/2023

Реверсивный инжиниринг в ЦБП: Михаил Пономарев о перспективах и проблемах отрасли

С помощью реверс-инжиниринга производители ЦБП могут решать проблемы дефицита запчастей, в том числе на импортное оборудование.

- Фонд «Региональный центр инжиниринга» Пермского края (далее - РЦИ) более 8 лет развивает направление реверсивного инжиниринга. Расскажите о Фонде и его направлениях деятельности.

- Фонд «Региональный центр инжиниринга» - дочерняя структура Министерства промышленности и торговли Пермского края, которая создана для оказания нефинансовых мер поддержки промышленным компаниям.

У РЦИ три направления деятельности. Одно из основных – промышленная кооперация. Фонд помогает российским предприятиям стать поставщиками крупнейших интегрированных структур, таких как «Газпром», «Лукойл», «СИБУР», «Уралхим» и других.

Второе направление РЦИ – реверсивный инжиниринг. Оно реализуется с момента образования организации. За это время мы приобрели профессиональные компетенции в оптическом и лазерном сканировании, моделировании и разработке конструкторской документации.

Также РЦИ является оператором национального проекта «Производительность труда». Работа на предприятиях края ведется отдельным подразделением Фонда - Региональным центром компетенций.

- РЦИ оказывает поддержку предприятиям из других регионов?

- Мы понимаем, что в текущих условиях нельзя только Пермским краем закрыть потребности всей страны. Поэтому мы работаем в коллаборации с аналогичными структурами в ряде регионов: Республика Татарстан, Тюменская, Ленинградская, Новосибирская, Пензенская, Ульяновская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ.

- Какие технологические проблемы Вы видите в ЦБП?

- Отрасль ЦБП столкнулась с дефицитом запчастей и сложностями в переходе на новое оборудование также, как и большинство других областей. При этом многими компаниями опробованы лишь известные бренды недружественных стран. Поэтому сейчас есть сложности в поиске и переходе на российские или азиатские аналоги оборудования.

Общая проблема - адаптация и корректировка собственных технологических процессов, оценка надёжности нового оборудования и поставщиков.

- Как Фонд может помочь предприятиям ЦБП в решении технологических проблем?

- Во-первых, промышленной кооперацией. Многие компании не знают, какие виды оборудования производятся в России. Например, системы контроля и чувствительные элементы для них, управляющие системы, динамическое оборудование и другие высокотехнологичные решения. РЦИ удалось, используя возможности промышленного сектора и научного потенциала Пермского края и других регионов, предложить крупнейшим заказчикам множество вариантов отечественных решений. С начала работ по промышленной кооперации крупнейшим заказчикам представлено более 600 технических решений от различных компаний.

Во-вторых, РЦИ с помощью реверсивного инжиниринга помогает создать и заместить запасные части путем сканирования, моделирования и усовершенствования конструкции. Например, у заказчика часто изнашивается узел на определенном участке. Конструкторы РЦИ, на основе данных оптического сканирования, прорабатывают этот момент и предлагают новые решения.

С помощью проекта повышения производительности труда РЦИ помогает снизить потери, внедрить инструменты бережливого производства и повысить производительность предприятия на действующем оборудовании, что часто исключает или, как минимум, сокращает необходимость приобретения дополнительного оборудования.

- Михаил Владимирович, расскажите о проекте «Производительность труда». Как он реализуется на предприятиях?

- Руководители проектов РЦИ посещают предприятия, проводят первичную диагностику и определяют совместно с руководством предприятия пилотный поток – процесс-образец, над которым будут работать и повышать его эффективность наши эксперты совместно с рабочей группой предприятия. В рамках проекта ведется общая работа по усовершенствованию технологической цепочки производства или в части создания определенного продукта (семейства продуктов). Целевые параметры будущего состояния потока определяются совместно с руководством компании.

В течение трех месяцев проходит диагностика пилотного потока. Рабочая группа предприятия и эксперты Регионального центра компетенций анализируют процесс и снимают показатели. Далее формируется план по улучшению и в течение следующих трех месяцев идет внедрение плана, также совместными усилиями рабочей группы предприятия и экспертов Регионального центра компетенций. Через полгода предприятие получает первые результаты проекта, которые выражаются в трех показателях: снижение запасов, в т.ч. незавершенного производства, сокращение времени протекания процесса и увеличение выработки.

По итогам пилотного проекта составляется план мероприятий по масштабированию проекта, который предприятие реализует самостоятельно в течение следующих двух с половиной лет. В процессе реализации предприятие-участник нацпроекта имеет право в течение нескольких лет обращаться бесплатно за поддержкой к нашим специалистам.

- Как РЦИ обучает сотрудников компаний концепции бережливого производства?

- На вводном этапе обучения участники погружаются в инструментарий бережливого производства.

Отдельным блоком проводится работа по декомпозиции целей. Например, у компании глобальная цель - выйти в оборот в 2 млрд рублей. Цель разделяется по нескольким направлениям и распределяется между линейными руководителями. Им ставятся конкретные задачи, которые при выполнении обеспечивают достижение главной цели предприятия.

Отдельным инструментом нацпроекта «Производительность труда» является «Фабрика процессов». На занятиях на площадке «Фабрики процессов» участники под руководством преподавателя моделируют реальные бизнес-процессы, применяя lean-инструменты. Таким образом, еще во время обучения они отрабатывают теоретические знания на практике, чтобы использовать полученные навыки для решения задач компаний, в которых они работают.

Обучение реализуется на базе пермского кампуса Высшей школы экономики.

Стать участниками «Фабрики процессов» предприятия могут как на коммерческой основе, так и бесплатно, в рамках участия в национальном проекте «Производительность труда».

Отмечу, что предприятия ЦБП Пермского края участвовали в нацпроекте.

- Реверсивный инжиниринг – главная тема в контексте импортозамещения. Какие технологические возможности предоставляет РЦИ предприятиям ЦБП?

- Реверсивный, или обратный инжиниринг - это изучение действующего оборудования, понимание его физико-механической, конструктивной и технологической сути с последующей его адаптацией и улучшением. Он помогает повышать технологическую независимость компании и решать вопросы эксплуатации оборудования.

У РЦИ есть мощности по оптическому сканированию, которые закрывают диапазон деталей до 1,5-2 метров. Точность сканирования от 4 до 8 микрон, в зависимости от габаритов изделия. Это достаточно, чтобы сканировать любую деталь, например, на бумагоделательной машине.

Также у РЦИ есть оборудование для лазерного сканирования с рабочей дальностью до 70 метров. Есть ряд кейсов, когда сканировали здания или установки размером с 4-этажный дом. Данная технология часто применяется, когда необходимо создать цифровой двойник производственной площадки или крупногабаритных сооружений, оборудования. В дальнейшем на этом цифровом двойнике можно провести симуляцию, например, реконструкции. На предприятиях ЦБП, которые имеют существенный объём инфраструктурных сооружений и трубопроводных систем, такая технология может сэкономить средства и время при их изменении.

Например, здание предприятия построено 60 лет назад. За это время коммуникации неоднократно менялись, а проектная документация - нет. Лазерное сканирование позволит создать модель фактического положения всех объектов и коммуникаций, которая поможет определить оптимальный объём и номенклатуру работ по реконструкции.

- Расскажите об опыте работы РЦИ с предприятиями ЦБП.

- Мы активно сотрудничаем с «ПЦБК», «Соликамскбумпром» и компанией «КАМА».

На площадке VII Пермского инженерно-промышленного форума в 2022 году проводили отдельное мероприятие с предприятиями ЦБП. Компании-участники из других сфер заслушали представителей ЦБП, которые рассказывали о проблемах. Промышленные предприятия предложили решения для компаний ЦБП. В том числе компании представили решения по химическим компонентам, элементам управления и автоматизации.

- РЦИ сотрудничает с образовательными или научно-исследовательскими учреждениями?

- Да, мы взаимодействуем со многими научными учреждениями. Например, для решения технологических задач сотрудничаем с ПНИПУ, в химическом направлении совместно работаем с ПГНИУ, а ВШЭ участвует в проектах, связанных с вопросами управления на предприятиях.

С Пермским авиационным техникумом А. Д. Швецова реализуем проект для студентов с направления «технология машиностроения»: аддитивные технологии. Они проходят стажировку по оптическому сканированию на оборудовании РЦИ. Лучшим студентам предлагаем рабочее место.

- Михаил Владимирович, по Вашему мнению, какой уровень подготовки кадров необходим для промышленного инжиниринга?

- Данный вопрос обсуждали на круглом столе РБК «Рынок профессий, HR промышленных компаний, тренды и кейсы». Пришли к выводу о том, что требуется начинать профориентационную работу с уровня общеобразовательных учреждений, с 6-7 класса.

Детей нужно приучать к культуре производства и ценности человеческого труда. Завод — это не только рабочие профессии. Современным производствам требуются и системные аналитики, руководители проектов, эксперты по цифровизации, эксперты в области больших данных, инженеры-системотехники и многие другие. Процесс повышения ценности «человека труда» длительный и сложный, но это не значит, что им не нужно заниматься. Мы вместе с активными предприятиями края на различных публичных мероприятиях продвигаем эти ценности, показываем, как много интересных вызовов и возможностей есть на промышленных предприятиях.

Отдельно отмечу комплексный подход «ПЦБК» в кадровом направлении. Предприятие постоянно проводит обучение своих сотрудников не только техническим навыкам, но и софт-скиллам. Привлекает на свою площадку кадры на промышленные экскурсии, проводит активную работу с учебными заведениями и организует различные тематические мероприятия.

- РЦИ обменивается опытом с компаниями, которые работают в направлении обратного инжиниринга?

- РЦИ в постоянном сотрудничестве с предприятиями. Мы замечаем, как машиностроительные компании выделяют отдельные подразделения для инжиниринга. Или включают это направление в нагрузку своим конструкторам-технологам. Для проведения реверс-инжиниринга необходимы высокоточные сканеры, являющиеся достаточно сложным в использовании оборудованием, требующим обучения. Поэтому РЦИ помогает таким компаниям разрабатывать методологию и обучать работе на сканерах для проведения реверс-инжиниринга.

Для тех, кому реверс-инжиниринг нужен только как услуга, РЦИ осуществляет комплекс работ по реверс-инжинирингу: сканирование, разработка 3D-моделей и конструкторской документации. В дальнейшем предприятие с минимальными затратами адаптирует документацию под свою производственную базу.

- Параллельный импорт – альтернативный способ решения проблемы дефицита запчастей. Насколько реверс-инжиниринг доступнее для производителей ЦБП?

- Параллельный импорт и обратный инжиниринг решают разные задачи. Параллельный импорт хорош, когда потребность возникает в единичном объеме. Но из-за непрямых схем поставок этот вариант будет дороже.

Реверс-инжиниринг требует создание новой документации, что дешевле. Но наиболее затратно – это создание одного образца: отработка технологий, проведения испытаний и итерационное изменение конструкции и т.п. При создании одного образца, реверс-инжиниринг может стать экономически менее выгодным, чем параллельный импорт.

- Насколько увеличился спрос среди компаний на услуги реверсивного инжиниринга после введения санкционной политики?

- В 2022 году был серьезный скачок, много обращений и запросов. В 2023 году спрос немного спал, поскольку предприятия решили свои наиболее критичные технологические задачи.

- Как подбирается сырье для создания аналогов деталей?

- В РЦИ нет компетенций по анализу материалов, поэтому мы решаем эти вопросы с помощью партнёров, таких как компания «Градиент» или ПНИПУ, которые имеют необходимое оборудование и компетенции.

- В реверсивном инжиниринге важна промышленная кооперация с машиностроительными и металлообрабатывающими заводами. Какие кейсы были реализованы с другими участниками рынка?

- Соглашения о конфиденциальности не позволяют раскрывать подробности результатов. Скажу лишь, что у нас есть примеры, когда мы совместными усилиями с компаниями края не только решали технологические задачи, но и снижали затраты до трёх раз с помощью использования компонентов, которые производятся внутри России.

Также есть примеры быстрых решений задач восстановления оборудования после поломки. Срок доставки детали параллельным импортом - от 90 дней и более. Но предприятию срочно требовалось создать деталь. Поэтому за 2-3 недели удавалось спроектировать и произвести необходимый элемент оборудования.

- Какие перспективы у реверс-инжиниринга в текущих экономических реалиях?

- Промышленные предприятия адаптировались и решают проблему дефицита запчастей несколькими способами: реверсивным инжинирингом, переходом на российское оборудование или каналами параллельного импорта.

Реверс-инжиниринг – одно из направлений обретения технологической независимости. Несмотря на закрытия наиболее острых проблем с оборудованием, большая их часть по-прежнему требует решения. Причём такие решения не создаются даже за год. Поэтому мы в Фонде на собственном опыте видим результаты работ по реверс-инжинирингу и продолжим развивать это направление, пока оно будет востребовано промышленностью.